Непросто вести тему в одиночку, но я всё же попробую.
Чем занимался DIDIER MAROUANI после распада SPACE в начале 80-х, в принципе в интернете освещено неплохо. Мы знаем, какие альбомы у него выходили, немного студийных и концертные. Разве что упаднический период 1990-х годов вызывает некоторые вопросы - как же так, за десятилетие ни одной студийной записи, чем же он занимался. Не иначе залёг на дно. В эту пору пошли многочисленные переиздания, как российские, так и зарубежные. Но там инициатива была, как мне кажется, в основном от лейбла, от него лично вряд ли требовалось много работы. Потом, "Space In A Trance" (1996) - как его лучше назвать, трибьют, альбом ремиксов с несколькими новыми вещами - это тоже не его рук дело. По одной версии, это проект, который двигал ROLAND ROMANELLI, решивший вспомнить о славном прошлом и вернуть немного популярности, но не договорившийся в итоге с лейблами насчёт прав на группу и её песни. А поэтому в последний момент решивший не высовываться и не преподносивший этот проект как следует официально. По второй версии это творение неизвестных восточноевропейских диджеев (Польша, Чехия).
Жалко, что Маруани его "Space Opera" не принесла много популярности. Этот диск остался в основном непонятым, за рубежом его не заметили. И не получил продолжения ("Space Opera Part II" и так далее). Потому что такой проект стоило выпускать немного пораньше, ну хотя бы года на 3, по моему мнению, а лучше было ближе к 70-м. Потому что в 1987 году такая музыка уже не была ничем революционным (как SPACE в своё время). Зато появившийся после долгого перерыва "Symphonic Space Dream" не вызывает такой досады, а наоборот гордость, вместе с кучей приятных ощущений. Я оцениваю его как яркую и очень запоминающуюся работу, намного лучше, чем следующий альбом - 2011 года. Ей Маруани достиг несколько целей - представил и новые записи, среди которых присутствуют весьма бодрые, и уже известную музыку в богатом симфоническом звучании. Правда, тогда же было обещано, что уже на следующий год возможно появление новой работы, но этого не произошло ни в 2003 году, ни в ближайшие 2-3 года, что неудивительно.
Мало кто обращает внимание, но даже в годы существования группы, золотого состава, MAROUANI вёл ещё немало музыкальной работы. Например, за ним значится 2 LP-диска песен до образования группы и 2 во время её существования. Да и после выхода из состава группы парочка таких работ ещё была. На дискогс легко можно посмотреть, но вот достать их - не так просто. Параллельно со Space он занимался песенным творчеством, пропихивая иногда свои песни и муз. темы в телепередачи и тому подобное. За это на него наехал тогда лейбл, почему он одновременно делает и то, и то. Это было причиной, по которой ему пришлось шифроваться и использовать поначалу в своей космической группе псевдоним ECAMA (имя DIDIER MAROUANI было на тот момент застолблено за обычными альбомами). Выпускал он диски, похожие на обычные поп-альбомы, без тем космоса, реализовывая себя там как певец (чего в SPACE практически не делал). Но в России эта ветвь его карьеры практически неизвестна, а известна была в родной Франции - главным образом из-за языка. Вот 2 примера того, что он делал, с полноценными выступлениями на видео:
DIDIER MAROUANI - "Eva" (1975)
http://www.youtube.com/watch?v=LK0y8nWiFKwDIDIER MAROUANI - "Seul Dans La Ville" (1981)
http://www.youtube.com/watch?v=REHKIRMcTWkМало внимания уделяется и тому, что делали вне или после группы остальные её участники и продюсер. Вот например ROLAND ROMANELLI. Его первый после SPACE альбом, в общем-то, продолжал стилистику группы. На этом диске, "Connecting Flight" (1982) прослеживается практически тот же немного обновлённый стиль группы, что и на её последнем альбоме "Deeper Zone" (1980) - т.е. космическая музыка, но с влиянием джазовых импровизаций, даже долей арт-рока и некоей здоровой агрессией в ритмах. Этому способствовал, как можно догадаться, бас-гитарист JANNICK TOP, который является также и композитором, и в эпоху последнего альбома группы был соавтором её материала.
Вопреки распространённому в рунете мнению, JANNICK TOP не входил в число основателей SPACE (как MAROUANI или ROMANELLI). Есть предположение, что с 1976 года он принимал участие в студийных сессиях группы, но чисто как приглашённый музыкант, которому хорошо платили по контракту, но не упоминали имя на конвертах винилов. Профессиональным сессионным музыкантом он работал и позже, за годы своей работы. А состав же группы числился таким:
DIDIER MAROUANI (клавишные), ROLAND ROMANELLI (клавишные), JOE HAMMER (ударные), MADELINE BELL (женский вокал в песнях).
Ниже подтверждающая этот состав пресс-фотка (встречалась в статьях о группе и на задниках винилов).
А вот раскопал ещё одно официальное фото состава группы. Ещё один участник (чуть рыжеватый молодой парень сверху) - это JOHN EDWARDS, тоже клавишник, он англичанин.
Возвращаясь к ROMANELLI - второй его наиболее известный альбом (после группы), "Meditations Et Reves" (1988) (также известен в англоязычном написании - "Meditations And Dreams"), как легко понять из названия, содержал в основном расслабляющую инструментальную музыку. Там проскальзывают немного романтические темы, думать он заставляет уже не о покорении космоса, а скорее об отдыхе вечером в кресле с чашкой чая. Что тоже в меру нужно, конечно.
Ну а что касается лидера группы - ещё немного слов про него. Мне кажется, кроме неуспеха "Space Opera" (проект то ли банально недокрутили по звучанию, не сделали его настолько интересным для слушателя, то ли не совсем так представили) с ним сыграло злую шутку и непостоянство, проявляющееся из-за его бурного характера. Он не ужился в своё время с другими музыкантами в своей группе и с требованиями продюсера (а с таким человеком как Jean-Philippe Iliesco им очень повезло, как видим, ведь его работа помогла сделать первые записи легендарными). Группу PARIS FRANCE TRANSIT тоже распустил. В результате практически зарыл в землю возможность развития своей известной группы в будущем и получил вскоре провальное десятилетие вообще без новых альбомов. А если был бы более гибким в переговорах, что называется, не гнушался сотрудничать с другими людьми, с экс-коллегами, глядишь и была бы дискография SPACE заметно более широкой.